Компоненты (ИМХО)

UnderConstruction - вечно ;)

Рамы

Не буду ничего писать. Главное что радуют глазуально (я не маньяк, просто люблю синенький цвет ;) и отлично соотв. своему назначению, см. коменты к байкам. Глупо вешать на КК раму 200мм Монстра, а потом удивляться, почему рама такая хлипкая, или наоборот катать КК на 25 килограммовой мясорубке ;)


Задние амортизаторы

Fox Float 03 - воздушка, легкий, прост и неприхотлив. Порой хочется подкрутить его, а фиг - нету.

Fox Float RP3 05 - выше только звезды. Пощелкивает при сжатии в самом начале хода, но народ говорит это фича ProPedal'а 05 года. Еще не слишком заметил разницу между средним положением ПроПедал'а и максимальным, а вот его отключение ощутимо заметно.


Вилки

RockShox Pilot SL 03 - честная пружинно-масленая с воздушной подкачкой (preload). 100мм хода, с помощью проставок можно согнать до 80. Действенная регулировка отскока (rebound). Недостатки: жесткая пружина (для райдера <80кг нужно искать замену, если хочешь отработки "мелочи"), небольшое залипание в начале хода исчезает по мере "прогрева" вилки (можно что-то замутить с пластмассовой шайбой об которую трется шток демпфера или менять масло почаще), чуток травит воздух (о-ринг на поршне в левой ноге меняем почаще или ищем заменитель, еще можно сверху залить масло погуще - оно там только для смазки и нужно, а с густым больше шансов что не протечет через тот самый о-ринг и будет держать давление. Я залил Фоксовское для воздушной камеры, но потестить не успел - вилка обрела нового владельца), хромирование ног чуть облезло по зиме (небольшими пятнышками, нужно было почаще протирать после покатушек по слякоти и соляным растворам). В плюсы: простая и надежная конструкция, возможность сервиса/модернизации в домашних условиях, наличие полного набора документации,сервис мануалов и зап. частей, хорошая работа, наличие необходимых настроек и не большая цена. Мое резюме - хорошая XC вилка, стоит своих денег, все что проще/дешевле рассматриваю как рабочие модели.

Spinner Edge1 R1A 05 - рабочая модель/заготовка вилки, 100мм хода (врут, на самом деле 85-90), прелоад затягиванием пружины и блокировка кнопкой. Такого я еще не видел - пружина (в левой ноге), масло в открытой ванне (в правой) - ок, а вот еще эластомер(!!!) внутри пружины - зачем?!!! Хитрючий с виду демпфер на самом деле прост - 2а подпружиненных клапана, один на впуск другой на выпуск, а локаут просто блокирует/поджимает первый. Некоторые модернизации позволяют улучшить работу. Ластик - в мусор, тугая пружина - на замену (я поставил отпиленую на ~2/5 Soft Boxxer, ~700р. в Веломире, а чтобы не гремела натянул термоусадочный кембрик, продается на Царицынском радиорынке), сливаем масло и заливаем новое-пожиже (я лил Моторекс синтетику 5w, что было изначально и сколько его лить есть тайна - ни слова, ни в одном мануале или на сайте). Стало мягче, плюшевее, резвее чем было, но отскок все же вяловатый - видимо тугие пыльники/сальники, не очень хорошее/скользкое покрытие ног и мягкой пружине не хватает духу с этим бороться. Для полной разборки нужен длинючий (около 30см с лишним, ох и помумукался я такой городить из отвертки, насадки и кучи переходников) 6тигранник, не помню на сколько. Плюс что на сайте есть PDF'ник с отрисованной требухой. Если хватит духа состряпаю отдельную страничку и распишу все подробно с картинками. Ну и на самом деле не все так мрачно - работает хоть и не ахти, но работает и получше многих (не буду тыкать пальцем). ИМХО - если досталась такая с байком, засучить рукава, довести до ума и можно жить, а вот новую покупать - Ни За Что!

Fox F80RLT 04 - про устройство см. отдельную статью. Вилка очень легкая - 1600гр (в боевой готовности - укорочен шток, отпилены боссы и заправлена маслом). Типичный представитель Progressive Suspension - т.е. мягкая в начале хода и жесткая в конце, не линейно а по нарастающей. Плюс это или минус решайте сами. Вилка отлично отрабатывает мелочевку и не пробивается на серьезных препятствиях. Ход очень плавный, без рывков и "залипаний", никаких люфтов и посторонних звуков. Конструкция и качество обработки деталей выше всяких похвал. Юзер сервисабле, если бы не... (см. ниже). Настройки: прелоад, ребаунд, регулируемый локаут - действенны и (ИМХО) это достаточный и оптимальный набор. Недостатки, скорее относятся к политике фирмы Фокс и ее дистрибьютеров - отсутствие сервис мануалов с внятными чертежами и указанием part number'ов, отсутствие в розничной продаже запчастей и расходных материалов. Плюсы - первое ТО в течение года бесплатное, наличие квалифицированого сервиса. Резюме - отличная КК вилка, если позволяет кошелек ;).

Fox Talas RLC 06 - прошло больше месяца с момента покупки, первые впечатления (сравниваю с F80 RLT): линейный ход - Фоксы не обманули, по ощущениям как пружинная, разве что не гремит. Мелочь отрабатывает чуть хуже, но на дроческопе понравилась больше. Ход (регулируемый 90-130мм), так же, очень плавный, без рывков и залипаний. Горилла усилена дополнительными ребрами жесткости. Весит конечно побольше, но не на много - всего 1780гр (шток уже отпилен под рулевую), что для вилки класса эндуро очень зер гут! Бонус - регулировка низкоскоростного сжатия (compression) реально работает и позволяет избавиться от "кивка" при торможении, но при этом вилка ничинает чуток тупить и хуже отрабатывает мелочь. А вот с ремонто пригодностью все еще хуже - TALASовский картридж/пружину в домашних условиях не соберешь без спец инструмента, даже при наличии расходников. В любом сучае сервис только в мастерской. В целом, вилкой пока очень доволен. Вот откатаю на ней зиму и еще вернемся к этому вопросу.


Тормоза и рукоятки

Shimano BR-M475 - дисковая механика от производителя катушек и спиннингов. Не входит ни в одну из групп, стоит обособленно вместе с одноименными втулками. В силу своей дешевизны, часто стоит в стоковой комплектации байков. В сравнении дисков и ободных тормозов уже обломано не мало копий, поэтому не буду, а что касается этой модели - не удобная подстройка правой-"неподвижной" колодки 6-гранником, тяжеленные, требуют хороших рукояток (LX и выше) с возможностью регулировки "усилия" - сразу советую установить на "Hi". На простых Деорах от усилия быстро немели пальцы и поэтому плевался. А стоило покатать с хорошими ручками и как другие тормоза поставили, и модуляция появилась. Еще совет - не экономьте на тросах и рубашках, оно того стоит. В плюсы - просты, надежны, и о цене я уже упоминал. Резюме - дешево и сердито, но гидравлика лучше ;).

Tektro Novella - дисковая механика, близняшки 475ой Шиманы. Подстройка "неподвижной" колодки колесиком, что есть гуд. А вот привод другой колодки расхлябанный, через резиновую прокладку люфтит во все стороны, что есть бэд. Та же беда с усилием на рукоятках. Так же крепятся через переходники PostMount -> IS. Ну точно близняшки, в целом паритет и выводы те же.

Shimano Deore XT (BL-M739-S) - тормозные ручки для Ви-бряков и дисковой механики. Лучшее из того что довелось подержать в руках. Прогрессивное усилие на рукоятках с возможностью регулировки (3 положения), отличная модуляция и мощность. Очень рекомендую к дисковой механике (в режиме "Hi"). У этих ручек пожалуй только 2а недостатка - плохо стыкуются с грипшифтами - приходится далеко тянуться пальцами, и цена.

Shimano Deore LX (BL-M570) - тормозные ручки для Ви-бряков и дисковой механики. Устроены чуть попроще XTей, тоже с возможностью регулировки усилия - 3 положения, но уже без всякой прогрессии. Чуток потяжелее. Зато цена в 3 раза меньше. С грипшифтами стыкуются еще хуже чем XT, вернее сказать вообще не стыкуюся - мешает выступающий шарнир и растояние до ручек выходит за рамки допустимого. В остальном отличные рукоятки, тот минимум который рекомендую к дисковой механике.

Shimano XTR (BR-M965) - дисковая гидравлика. Почему Шимано? - желание пересесть на рукоятки ДуалКонтрол дает однозначный ответ на этот вопрос. Зачем мне понадобилось такое городить - XTR калиперы к XT рукояткам? - все просто, на XTR (ST-M965) рукоятки не согласилось земноводное, да и дизайн их с выносными индикаторами не понравился, а в XT (BR-M765) как раз не понравились калиперы из-за крепежа через переходники, а главное - их еще не продавали, ручки есть, калиперов нет - бред!!! Комплектация... Первая коробка: калипер в сборе, ротор с гайкой CenterLock, 2а(!) комплекта колодок (Metal и Resing) + 1 пружинка + 1 крепежный болтик, 2а крепежных болта (смазаны зеленым фиксатором резьбы) + кусочек проволоки (пропускается сквозь дырочки в шляпках болтов, нафига?!), набор шайбочек(вилочек) различной толщины для центровки калипера, заглушка (желтая) для прокачки и транспортировки без колодок, заглушка (красная) для транспортировки с установленными колодками. Впечатляет такая забота и внимание, придраться могу только к тому, что роторы идут не отдельно, а в комплекте - вынуждая переходить на новый стандарт. Далее... Коробочка номер 2: двухслойная пластиковая гидролиния SM-BH62 с уже установленным с одной стороны "разъемом" под калипер, 4 резиновых колечка/прокладки (2 из них запасные), набор деталек "разъема" под рукоятку (Connecting болт, оливка, Connector insert), пластмассовые "губки" для тисков (нужны для забивания в гидролинию того самого "Connector insert"). Вообще-то 62ые гидролинии из XT серии, но мне как раз и нужно было соединить XTR калиперы с XT рукоятками, поэтому XTR гидролинии(SM-BH96) не подходят. Ну и последнее: рукоятка ST-M765 с установленным тросиком для переклюков, просто в пакетике. Теперь все это добро умножаем на 2а (перед + зад соотв.) плюс коробочка с комплектом для прокачки (пузырек с маслом, кусочек трубочки/капельницы и полиэтиленовый пакетик для слива излишков). Конструкция и установка... Калиперы монолитные и, как уже упоминал, крепятся напрямую - без переходников. Заливаются минералкой, что ИМХО плюс. Роторы сборные - тормозная поверхность наклепана на алюминиевый паук. Гидролинии в меру жесткие-мягкие, что-то среднее между Формулой Б4 и Оро, забегая вперед скажу - отлично пережили зиму. Сборка не вызвала каких либо затруднений - прикрутить роторы, установить и отцентровать калиперы, установить рукоятки, укоротить и присоединить гидролинии - на пол часа работы максимум. Прокачка проста, но занимает много времени - устанавливаем желтую заглушку в калипер, подсоединяем пакетик с трубочкой к клапану клипера, чуть-чуть открываем его (клапан), и потом подливаем масло в открытый расширительный бачок и жмакаем рукояткой много, долго и нудно... пока не выйдет весь воздух, не забывая вовремя подливать масло. Пару раз я не успевал это делать и приходилось все начинать сначала. По достижению результата, затягиваем клапан, устанавливаем крышку расширительного бачка, ставим колодки и, если нужно, окончательно центруем калиперы. Эксплуатация... Поэкспериментировав с разными типами колодок сделал выводы: Ресайн+Ресайн - мощность никакая - тормозной путь до нескольких десятков метров(!), в зависимости от скорости - в сад!!!; Метал+Метал - мощность излишняя, тяжелые и визжат громко; поставил комбинированный вариант - Ресайн+Метал перед и Метал+Ресайн зад - золотая середина по всем параметрам. Откатал год в таком варианте, довольный как слон. Но поход по Крымским горам заставил меня пересмотреть свое мнение, порой не хватало мощности на спусках. Теперь спереди стоит Метал+Метал, зад оставил без изменений. Зима - все тип-топ, никаких нареканий. Разве что визгов от мокрых/грязных роторов много, пара хороших торможений мигом снимает эту проблему, но не на долго. Что минералка тупит на морозе - гон! катал при -15 ничего подобного! За время использования случился один трабл - расслоилась ресайновая колодка которая стояла сзади - тормозящий слой отвалился с подложки. Склеил 2х компонентным супер-пупер клеем и откатал на ней 4 месяца без проблем. А в Крыму она дала дуба повторно, и я остался в горах без задних тормозов - наука на будущее. После Крыма поменял колодки и проверил масло в расширительных бачках, как раз прошло чуть больше года и ~5ткм - перед все в норме, зад чуток (~10%) пришлось долить. Хочу отметить совсем маленький свободный ход рукояток, что мне очень нравится. Но как результат, из-за того, что колодки стоят близко к ротору, возможно небольшое позвякивание на поворотах, и необходимость повышенного внимания к их(роторов) ровности. Резюмирую - отличные КК/Эндуро тормоза.

Formula B4 Pro - дисковая гидравлика. Удобные рукоятки, отлично стыкуются с грипшифтами (это был один из решающих факторов при выборе). Крепятся к рулю скобкой и двумя болтиками под торкс - для установки/демонтажа не нужно стягивать грипсы и снимать все оборудование на руле. Передний калипер крепится за ушки - минимум деталей и веса, но гимор с центровкой - подкладывать шайбочки (в комплект не входят). Задний через переходник IS->PostMount - все наоборот, центровать легко, но конструкция громоздка и больше весит. Симпатишные, круглые роторы (у меня были 160мм перед и зад), крепеж 6 болтов IS. Необходимые детали для укорачивания гидролиний идут в комплекте. Сами гидролинии очень(!) жесткие и не стандартного диаметра (6мм вместо положенных 5ти) - поимел гимор с прокладкой. Калиперы составные, из 2х половинок, а не цельные. Использование едкой тормозухи Дот4 рассматриваю как недостаток. У нового(!) тормоза была разъета мембрана расширительного бачка - поменяли, без вопросов. Прокачка быстра, но требует некоторой сноровки (особенно не удобно изгонять пузырек из расширительного бачка) и дополнительных инструментов - штуцер, кусок капельницы и шприц. Огромный плюс - наличие в продаже запчастей и расходников, внятный мануал со схемой. Хорошая модуляция и достаточная мощность при разумной цене. Свободный ход рукояток чуть поболее, чем на XTR, но вполне приемлемо. Вывод - хорошие тормоза за свои деньги, достоинства перекрывают недостатки.


Передние переключатели

Shimano Alivio (FD-MC-18-S) - достался мне вместе с байком и был с нижним хомутом на 31.8мм и нижней тягой. По паспорту расчитан на 42 зуба max, но изначально стоял на 44х-зубой системе и все отлично переключалось. Пару раз приходилось выправлять рамку, когда я умудрялся заехать по ней ногой, соскочившей с педали на очередном ухабе (в те времена, когда я еще не перешел на контакты). Рамка заклепана - неразъемная. Вторая половинка хомута, та что откидывается, сделана штамповкой и имеет малую площадь соприкосновения - в результате на раме, в месте крепления, 2е большие царапины. "А в остальном, прекрасная маркиза..."

Shimano Deore XTR (FD-M960) - жутко симпатишный, солидная литая рамка - полированная с внешней стороны. Широкое крепление рамки способствует уменьшению люфтов, но из-за этого пришлось переставлять штатный брызговик между переклюком и колесом ближе к последнему. Заклепанная рамка - если Аливе я готов это простить, но в топовой то серии могли бы поставить винтик!? - с учетом того что Шимановские цепи без замочка, считаю это свинством и принуждением тратиться на connection pin'ы, которые еще фиг где найдешь. Стоит отметить тугую пружину, возможно это только мой экземпляр такой? - для переключения на бОльшую звезду приходится прикладывать изрядное усилие, но схватывается быстро и четко (Алива была мягче на рукоятке, но иногда могла забросить не с первого раза, особенно при больших нагрузках на цепь). Пару-тройку раз, при сбросе на меньшую звездочку, клинило цепь (виню в этом тугую пружину - рамка быстро отстреливала, а цепь не успевая "отцепиться" с большей звезды уже зацеплялась за меньшую, образуя складку) - впредь стараюсь при понижении передачи крутить медленно и плавно, без резких усилий. На не рекомендуемых передачах с большим перекосом цепи (1:8; 1:9; 2:1; 2:9; 3:1 и 3:2), цепь шаркает об рамку, на остальных все ок.

Shimano Deore XT (FD-M750) - "старой" серии, с нижним хомутом и верхней тягой. Рамка с винтиком. Из-за того что стопор рубашки на раме установлен чуть правее, а в переклюке подводка троса слева - имеет место не большой перегиб тросика. Пришлось повозиться с настройкой - либо четко/мягко переключается но трется цепь на большой звезде об внутреннюю часть рамки, либо не трет но туго забрасывается на 3ю звезду (закручен винт "H"). Подымал-опускал, крутил влево-вправо, плясал с бубном - не помогает. Оставил некий компромиссный вариант. Не знаю кого в этом винить - переклюк и|или косяк в СРАМ'ском грипшифте, мне кажется что виноват последний. Но как раз благодаря тому что грипшифт с микрошифтом (простите за каламбур!!!), т.е. перещелкивает не сразу с одной звездочки на другую, а с несколькими промежуточными щелчками, все работает - заброс на 3ю звезду происходит на без одного щелчка "3" и ничего нигде не трет ;).

Shimano Deore XT (FD-M760) - "новой" серии, нижний хомут. А теперь внимание - отличия от старого: хомут универсальный - с помощью пластиковых проставок подходит ко всем диаметрам; универсальная тяга - и вверх и вниз; широкий крепеж рамки; сама рамка усилена дополнительными ребрами жесткости, минус - то что заклепана; потяжелел в сравнении со "старым" ~50гр. Глюков при настройке не было (настраивал с XT RapidFire'ами старой 750 серии). В работе тоже - все четко. Сплошной зер гут! - если цепь с замочком ;)

SRAM X-Generation - черный, верхний хомут (других СРАМ и не делает), а в остальном очень похож на 760 XT - проставки под хомут, универсальная тяга. Не понравилось, что если тяга сверху, тросик подводится со стороны рамки и сильно выпирает наружу - можно задевать ногой. Самый тяжелый переклюк который довелось подержать в руках - 190гр против 174гр у нового XT и 125гр у старого. Грабли со стопором рубашки на раме, но теперь все наоборот: стопор слева, подводка далеко(!) справа - перегиб очень сильный. Рамка заклепана, что впрочем для СРАМ'а простительно. Настройка прошла без косяков. Как он в эксплуатации еще не знаю, погоняю - отпишу позже.


Задние переключатели

Shimano Deore LX (RD-M570-SGS) - мой первый переклюк, черно-сининький, "старой" серии, попал ко мне вместе с байком. И казался мне самой загадочной и непонятной деталью в нем. Чихнуть на него боялся, чтобы не расстроить. Но черт оказался не так страшен, респект и уважение Тохе за его сайт и статьи по настройке - они стали моей библией. Вернемся к ЛХху - рабочая лошадка: легкая настройка, мягкое и четкое переключение, практически неубиваем. Из минусов - подводка троса (как у всех Шимано), ролики на втулках скольжения, "прямая" пружина. Из-за последнего и был заменен на старшего родственника с RapidRise по новому LowNormal. Сейчас служит уже 3му хозяину верой и правдой, все тип-топ (тьфу*3 и 3жды по дереву). Резюме: Весчь!!! - если Вам не критично направление пружины, а ролики, если очень хочется, и поменять можно - на понтовые с промами ;).

Shimano Deore XT (RD-M750-SGS) - старший брат 570го ЛХа и мало чем от него отличается - ролики на шариках, да на 30г легче (251 по моим весам). Имеет смысл брать если: Вам важна гордая надпись "Shimano Deore XT" и|или Вы хотите переклюк серебристого цвета (хотя вроде и ЛХ с 2004 стали делать серебристым), в остальном см. параграф выше. Покаюсь - я взял из-за надписи ;), и за то, что дешево - на распродаже навески от нового байка.

Shimano Deore XTR (RD-M960-SGS) - с первых минут знакомства с МТБ меня сильно раздажало, что на левой и правой манетках RapidFire рычажки работают с точностью до наоборот. Постоянно путался. Раздражало что сбрасывать задние передачи необходимо с бОльшим усилием, а повышать наоборот легче. Потыркавшись по инету, узнал что есть лекарство - переключатели RapidRise или по новому LowNormal, с "обратной" пружиной. И даже в трех лицах - XTR 953 "старый", XTR 960 "новый" и XT 760 из новой серии 2004 года (компоненты из серии С-"Комфорт" я не считаю, а новые LX'05 и Deor'06 тогда еще не придумали). На момент (лето 2004), когда мои желания стали совпадать с возможностями, "старые" XTR попрятались с прилавков (возможно 953 никогда там и не было), а "новые" XT еще там не появились, так что мучительной проблемы выбора перед мной не было. И вот я счастливый обладатель 960 с длиной лапой - решил не экономить на количестве доступных передачь. Кованые люминиевые лапки; ролики с шариковыми подшипниками (но не промы); защита из резинки от ударов по перу (можно снять); отсутствие не нужной регулировки натяжения тросика (мне хватает той, что есть на манетке); легкий (176г против 287г у ЛХ); все сделано/обработано аккуратно и качественно, не люфтит (небольшой люфт на верхнем ролике не бага, а фича - чтобы мягче переключалось); ну и наконец он жутко симпатишный (хотя кому как). Недостатки: опять подводка тросика - окольными путями (петля) и под винтик снизу (наверное чтобы собирать гербарий); винтик B-tension (который определяет растояние между верхним роликом и кассетой) упирается в самый краешек выступа на петухе, если еще совсем чуть-чуть закрутить то винтик соскальзывает - возможно это петух виноват. Но это все внешняя сторона вопроса, а вот как он в деле? - если честно, я разницы с LX не заметил, только рычажки на манетке поменялись своими назначениями (чего я собственно и добивался). Злые языки говорят, что "обратная" пружина хуже работает в грязи - не заметил этого. Возможно если тросики-рубашки забились грязью и у пружины не хватает сил сбросить передачу, так у "прямой" пружины будут точно такие же проблемы, но с повышением. А вообще это уже проблемы тросиков а не переклюков - тросы с тефлоновым покрытием, хорошие рубашки (Shimano SIS SP41 или Jagwire Ripcord), колпачки с защитой от грязи - вот решение проблемы. Переклюк прожил больше года, нырял и в снег и в грязь, цеплял кусты, камни, дверные косяки, немножко поцарапался, обтерся, зубцы на роликах обточились/заострились, стал шумнее работать, но на пенсию не собирается (тук-тук-тук). Я два раза выправлял петух, а переклюку хоть бы хны. Итог: Весчь!!! - Но дорогой зараза (((. Сейчас, при таком обилии переклюков LowNormal, я бы крепко почесал репу, прежде чем его взять.

Shimano Deore XT (RD-M760-SGS) - "новой" серии, купил этим (2005) летом брату в подарок - Plamza, привет! Общался с ним (с переклюком, а не с братом) не много. При внешнем сходстве с 750ым "старичком", отличия существенны: "обратная" пружина; лапка длиннее, другой-округлой формы и литая|кованая (у "старого" штамповка); корпус как у 960го XTR ("ушки" шарнира на средней части, а не на передней) и тоже с резиновой защитой; регулятор натяжения тросика другой и без резинки; потяжелел на 10гр. Подводка тросика - без изменений :(. Установка, настройка прошли без проблем. Работает четко. Братишка вроде доволен.

SRAM X.7 - не то чтобы я фанат фирмы SRAM - просто решил попробовать, и купил в комплекте с односерийными грипшифтами. По уровню соотв. LX переклюку от Шимано. "Прямая" пружина. Плюсы: конечно же подводка троса - без петли, на прямую; легкий - 268г (у LX - 287г); симпатишный дизайн, черненький - в цвет всей навески на Захарке. Минусы: не совместимость с манетками Шимано - чисто маркетинговый ход, необходимости переходить на новое передаточное сотношение (1:1 против 2:1 у Шимано) я не вижу; ролики на простых втулках скольжения это еще пол беды, а вот полная неразбериха с совместимостью между другими сериями - мое трижды фи, у Шимано нет никаких препятствий поставить на Деор или ЛХ ролики от XT или XTR, и наоборот, и не нужно ничего подпиливать/подтачивать; расположение регулировочных винтиков - настраивать конечно удобно, но вот при езде могут цеплять окпужающую среду и сбивать настройки. По поводу того что переклюки СРАМ меньше колбасит в вертикальной плоскости и они не бъют по перу: да, есть такое дело, но плюсом это я не назову и минусом впрочем тоже, т.к. - эта колбасня практически не сказывается на переключении; СРАМ не бъет по перу, но зато долбит в выступ на петухе, причем жестко; мешает снятию колеса; и наконец, Шимано тоже можно жестко закрепить, разобрав и вынув пружинку из крепления. Настройка не вызвала никаких косяков, в работе тоже все четко. Резюме: тоже себе переклюк.

Shimano Deore (RD-M510) & Alivio (RD-MC20) - объединяю, ибо конструктивно очень похожи, ну просто братья. Не большие отличия в дизайне корпуса и в наклейках "9 Speed" у первого и "8..." у второго, что совсем не мешает Аливе пристойно работать с 9ти скоростной навеской. ИМХО, на качество переключения больше влияет качество манетки & кассеты и правильная настройка, нежели сам переключатель. Мое резюме: дешево и сердито - тот минимум, с которого начинается МТБ навеска, все что ниже - рабочие модели и "бесполезная трата полезных ископаемых".


Втулки

Quando Disk (KT-MD7F)/(KT-MD4R) &
Shimano Disk (HB-M475-L)/(FH-M475-L) - объединяю, ибо разница по форме, но не по содержанию. Насыпные подшипники, отвратная пыле/грязе защищенность (у Квандо чуть получше), гавнолиновые конуса - каверны после 500км не экстримальных покатушек (у обоих). Хлам - укатать вусмерть и выбросить.

DT Swiss Onyx Disk center lock - перед: 2а пром подшипника, зад: 3 прома и один роллерный (2а в корпусе, 1 пром + роллерный в барабане); барабан: стальной, 2е собачки; оси: перед - алу, зад - сталь. Почему выбрал Онюх? - потому что когда запал на Шимановские тормоза и и манетки ДуалКонтрол, встал вопрос о выборе втулок под роторы с креплением CenterLock. Выкидывать роторы из комплекта и покупать другие под IS на 6ть дырок, задушило земноводное. А выбор, на тот момент (лето 2004), был не велик 3.5 варианта: новые XT 765 серии (те самые 0.5, т.к. их еще нигде не было в продаже); 965 XTR - дорого и насыпные подшипники не прельщали; DT 240's Disk CenterLock - как увидел ценник, жаба подняла такой бунт!!!; а рядом лежали Онюксы - цена тоже не показалась маленькой, но с жабой удалось договориться ;). 5ткм - очень доволен втулочками. Бывает похрустывает песочек между барабаном и корпусом, но глубже не проникает. После прошлой зимы и 3х ткм разобрал посмотреть - внутри все чистенько и в смазке. Собачки и зубья в барабане в порядке. Перед Крымом еще раз заглядывал (~4.5ткм) - все тип-топ. А вот некоторые ;) за 5ткм укатали Онюхи в хлам - думаю тут все сильно зависит от стиля катания, ну и Тоха поздоровее меня будет.

DT Swiss 340 Disk center lock - старший брат (а может сестра?) Onyx и соответственно младший(ая) для 240's (причем ближе к последним). Отличия от Онюкса: в барабане вместо роллера тоже пром, алу барабан с храповым механизмом, лабиринтные пыльники. Ну и конечно чуток полегче. Прикольный звук на холостом ходе - не стрекот, а такое рычание. Почему опять ЦентрЛок? - во-первых задумка быстро менять колеса у Ы-Драйва с Захаром не меняя роторы между байками, а во-вторых это просто удобно - не нужно тренировать мозоли с торксами/шестигранниками/etc. а быстро и просто откручивается съемником для кассеты (хлыст не нужен). Обкатать еще не успел, поживем - увидим.


Покрышки

Tioga Factory XC - не дорогая резина, досталась в комплекте с байком (1.95 перед/зад, стальной корд). Тиоговские 1.95 сравнимы с 2.1 от Максиса. Протектор "злой", направленный, рисунок у передней и задней покрышки отличается (заднияя с поперечными выступами, передняя квадратиками), длинные боковые выступы. На асфальте - так себе, гудит как "Экарус" на разгоне. Бордюры/корешки под углом - соскальзывает, навернуться легче легкого. Боковая поддержка на скользком и сыпучем не их конек. Отлично ведет себя на влажном грунте, в грязище и болоте. Не плохо справляется с песком и влажным снегом. На льду - как корова. Качество компаунда & износостойкость - порадовали, ни одного прокола/пробива за сезон, протектор чуток потерся на задней, перед как новый. Весят около 700гр/шт. Вывод - вполне себе резина за свои то деньги.

Tioga Extrime XC - пришла с Аваланше на переднем, 2.1 (а смотрится как 2.3), стальной корд. Боковая поддержка лучше чем на Фэктори, за счет мелких выступов вместо гребней на боках. А вот вес перевалил за 800гр. В остальном, все справедливо то что написано выше для Фэктори.

Tioga Red Phoenix UST, HiEnergy - 1.9 (Тиоговские ;), кевлар. Вес 600гр (что для UST очень зер гуд). В качестве бескамерной резины, радовала меня первые полтора-два месяца. А вот потом нахватал проколов и упарило подкачивать ее по 2-3 раза в неделю. Причем спускает не сразу, а медленно травит воздух. Попытки заклеить потерпели полное фиаско, как я только не извращался, даже герметик антипрокольный пытался заливать - все безуспешно. Плюнул, и поставил камеры, с тех пор не знаю бед. Во все остальном, резина меня порадовала - и на асфальте, и на грунте сухом & влажном, и на камнях. Откатал на ней Крым. Отличная боковая поддержка, обалденный накат. А вот в грязи может побуксовать, и для песка узковата - но терпимо. Еще, в самом начале, протектор очень быстро стирался, особенно на заднем колесе. Я уж было подумал, что не судьба докатать сезон на ней. Но потом этот процесс резко замедлился на уровне 3/4 сликов и похоже следующее лето буду все еще с ней. Выводы? - фиг его знает, двойственные у меня чувства к ней. Одно скажу, в качестве бескамерки ее больше не возьму ;)

Nokian HAKKA WXC300 - 2.1, кевлар, 300 алюминиевых со стальным сердечником шипов в 4 ряда. Легкая (для шиповки) - всего 715гр. Протектор злой, направленный. На утоптаном снегу и на голом льду держат отлично, а вот на льду присыпанным снегом - лучше без резких движений. По глубокому снегу не покатаешь, вязнут словно едешь по песку и еще буксируешь танк на тросе. По асфальту катят, но с таким мерзким звуком, и на поворотах лучше попридержать коней, в смысле одну человеческую силу. За зиму вывалилось 2а шипа на переднем, причем почти сразу, в течении первых 2х недель, хотя ездил очень аккуратно, прикатывал. Осталные шипы в норме, даже не затупились, не смотря на слякотную зиму и приличному пробегу по голому асфальту. Кривые от рождения, и корд на ободе сидит ровненько, и сам обод ровный, а смотрится как [мат]. Но это напрягает только эстетически. В целом доволен - эти укатаю, возьму такие же.



(C) dima[эт]lyevin[дот]ru